Боги и герои Древней Европы
© Пересказ. Л. Яхнин, 2007
© «Стрекоза», 2010
Вступление
Многие века на Земле происходило постоянное перемещение и смешение народов. Войны и распри, изменение климата, природные катаклизмы заставляли целые племена и народы оставлять свои обжитые земли и переселяться в новые места. Одни племена уходили, другие приходили, вытесняя или завоевывая их. Вся Европа в древние времена была похожа на беспрерывно движущийся лагерь народов. Франки. Кельты. Бритты. Германцы. Скандинавы…
Норманны шли завоевывать Британские острова, норвежцы приходили на земли Шотландии. Да и сами кельты, эти исконные жители Ирландии и Шотландии, пришли из Центральной Европы. Их прародиной были земли в бассейне Дуная, в Альпах и части Франции и Германии. Поначалу, до н. э., они даже селились в Испании и Португалии. Но были изгнаны с континента римлянами и германскими племенами на Британские острова, а потом потеснены на север — в Ирландию и Уэльс англосаксами.
С этими великими перемещениями претерпевали изменения и мифы, легенды, предания. Как и народы, они смешивались, впитывали верования и обычаи вновь пришедших. И сегодня зачастую нелегко отделить одни европейские мифы от других. Потому боги и герои этих мифов и преданий, меняя имена, живут среди разных народов.
Мифы и предания кельтов
Великая битва света и тьмы
Племена богини Дану
В давние-предавние времена властвовали над Землей демоны тьмы — фомо́ры. Родина их была на дне морском, кишащем чудовищными монстрами, потому и звали фоморов Морскими Чудовищами. И были фоморы, эти выходцы из леденящих пучин морских, исполинами, с которыми не так-то просто справиться.
Но пришла на Землю богиня Да́ну, прародительница всех богов кельтских. Явилась она, чтобы устроить жизнь, как тому надлежит, и изгнать духов зла — фоморов. Целое племя богов, сыновей Дану, явилось вместе с нею. Их так и называли — племя богини Дану. И было среди них много богов.
Да́гда — бог добрый, хозяин и хранитель волшебного Котла Изобилия. Был он великаном, а палица его была такой громадной, что везли ее за ним на повозке.
Нуа́ду — бог по прозвищу Собиратель Облаков.
Диа́н Кехт — бог-врачеватель. Он возвращал жизнь павшим воинам, погружая их в чудесный источник.
Го́ибниу — бог-кузнец. Он ковал для остальных богов оружие и потчевал их магическим напитком, дающим силы в сражении. Помогали кузнецу Гоибниу в его трудах бог Лухгэйн — плотник и бог Кре́дне — бронзовых дел мастер.
О́гма — бог песнопений. Являлся он в облике старца, одетого в звериную шкуру. Но силы был этот бог огромной и вдобавок владел непревзойденным искусством предсказаний.
И еще много других.
Собрались боги на большом камне и устроили совет. Думали они, как изгнать фоморов из земель кельтских. И явился Луг, бог света и сияния и искусный во всех ремеслах. Неузнанным вошел он и сел в Кресло Сказителя.
Удивились боги и сказали:
— Ты сел туда, где обычно сидят самые мудрые мужи. Чем же ты можешь помочь нам в битве с фоморами?
— Я плотник, — отвечал Луг.
— Есть у нас плотники, — сказали боги.
— Я хороший кузнец, — сказал Луг.
— Есть у нас и отличные кузнецы.
— Я бывалый воин, — не унимался Луг.
— Есть у нас воины и посильнее тебя.
— Я играю на арфе и знаю все предания и песни, — настаивал Луг.
— Есть у нас свой сказитель.
— Я волшебник, — добавил Луг.
— Чародеев и магов у нас великое множество.
— А есть ли у вас тот, кто умеет делать это все разом, умелец, владеющий всеми ремеслами и искусствами? — спросил, наконец, Луг.
Подумали боги и покачали головами. И решили они испытать пришельца. Прикатил силач Огма огромный камень, который сдвинуть не смогли бы и четыре упряжки быков. Луг легко поднял его и забросил за пределы холма.
Тогда попросили его сыграть на арфе. Заиграл Луг волшебную усыпляющую мелодию, и все боги погрузились в глубокий сон и проснулись только на следующее утро. Потом завел он печальную песнь, и все боги горько заплакали. Заиграл Луг веселую мелодию, и радостью наполнились сердца богов.
Тут и открылся им Луг. Избрали боги его своим предводителем в будущей войне с фоморами.
Сила богов
Стал Луг готовиться к великой битве. Собрал он всех богов племени богини Дану и спросил, чем каждый их них способен помочь добыть победу?
Выступил вперед кузнец Гоибниу и сказал:
— Обещаю выковать такие мечи и дротики, что будут без промаха разить они врага, всякий раз нанося смертельную рану.
— А я, — заявил плотник Лухгэйн, — выстрогаю из дуба такие древки для копий, что никогда они не сломятся, пусть даже битва будет длиться семь лет.
Огма сказал, что своими песнопениями заставит фоморов обратиться в бегство, а потом убьет короля фоморов и трижды девять его воинов и захватит в плен половину войска.
— Я излечу любую рану волшебными травами, — сказал бог-врачеватель Диан Кехт. — А мертвых смогу оживить на другой день, искупав их в живительном источнике.
— А мы, — сказали волшебники, — магическими заклинаниями обрушим на фоморов двенадцать самых высоких горных вершин. С помошью колдовства спрячем от их воинов двенадцать самых больших озер и двенадцать главных рек, и они не получат ни капли воды. Зато воины богини Дану смогут пить вволю.
Целых семь лет продолжались приготовления к войне. Собрались трое богов. Гоибниу-кузнец, Лухгэйн-плотник и Кредне-бронзовых дел мастер. Выковали они магическое копье и вручили богу Лугу. Копье само устремлялось в битву, и никто не мог устоять перед его ударом. Пробивало волшебное копье щиты и кожаные латы насквозь. Во многих битвах приносило оно Лугу победу, и казалось что рука его, удлиненная копьем, достанет врага на любом расстоянии. С тех пор стали звать бога Солнца и света Луг Длинная Рука. Должно было волшебное копье сослужить свою службу и в сражении с фоморами.
Для силача Огмы изготовил кузнец волшебный меч, который сам умел говорить, возвещая о подвигах своего владельца. Белая рукоять его была отделана серебром и золотой перекладиной. И сложил бард Ле́гглас о чудесном мече песнь:
Быстрей, чем ласточки полет,